Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Житие Священномученика Иосифа Астраханского

Свя­щен­но­му­че­ник Иосиф, пер­вый мит­ро­по­лит Аст­ра­хан­ский, ро­дил­ся в 1579 го­ду в Аст­ра­ха­ни в се­мье ро­ди­те­лей Кли­мен­та и Вар­ва­ры. Скор­би и стра­да­ния со­про­вож­да­ли его с юных лет до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Маль­чи­ку бы­ло семь лет, ко­гда, в их го­ро­де раз­ра­зи­лась сму­та, про­из­ве­ден­ная сто­рон­ни­ка­ми са­мо­зван­ца Лже­д­мит­рия I. В дом его ро­ди­те­лей во­рва­лись ка­за­ки, один из ко­то­рых уда­рил маль­чи­ка кам­нем по го­ло­ве, от­че­го он стра­дал по­том всю жизнь.

Ища спа­се­ния сво­ей ду­ши, Иосиф по­сту­пил в мест­ный Тро­иц­кий мо­на­стырь. Здесь он под­ви­зал­ся в мо­лит­ве, по­сте и тру­дах сна­ча­ла в зва­нии про­сто­го мо­на­ха, а поз­же – в сане игу­ме­на и ар­хи­манд­ри­та. За­тем он был по­свя­щен пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном в ар­хи­епи­ско­па Аст­ра­хан­ско­го.

Был он до­стой­ней­шим ар­хи­пас­ты­рем. О его доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и муд­рой рас­су­ди­тель­но­сти зна­ли не толь­ко в аст­ра­хан­ском крае, но и да­ле­ко за пре­де­ла­ми его. Бла­го­че­сти­вей­ший царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич пи­тал к нему осо­бен­ное бла­го­во­ле­ние и вы­зы­вал его в Моск­ву на цер­ков­ный со­вет (в 1663–64 гг.). При­влек он лю­бо­вью к се­бе и свя­тей­ших пат­ри­ар­хов во­сточ­ных – Алек­сан­дрий­ско­го (Па­и­сия) и Ан­тио­хий­ско­го (Ма­ка­рия), ко­то­рых он при­ни­мал у се­бя в до­ме, ко­гда они по цар­ско­му зо­ву на­прав­ля­лись в Моск­ву через Аст­ра­хань. Пат­ри­ар­хам он по­ка­зал­ся то­гда «аки свет­лей­шая звез­да, вся­кое слу­же­ние че­ло­ве­ко­лю­бия и стран­но­при­им­ства яв­ляя: в скор­бях уте­ше­ние, в бед­стви­ях по­мощь, в ме­стах ма­ло­про­хо­ди­мых на­став­ле­ние сло­вом и де­лом; яв­ству­я­ся доб­ро­слу­жен, ра­чи­тель теп­лый, и во вся­ких нуж­ных де­лах тво­ря ве­лие по­пе­че­ние и при­леж­ность». Вот по­че­му пат­ри­ар­хи взя­ли Иоси­фа с со­бой в Моск­ву на цер­ков­ный со­бор. Здесь они про­си­ли ца­ря воз­ве­сти Иоси­фа в сан мит­ро­по­ли­та за его ве­ли­кие тру­ды и доб­ро­де­те­ли, чтобы и про­чие ар­хи­пас­ты­ри, смот­ря на него, под­ра­жа­ли ему. Царь охот­но со­гла­сил­ся на прось­бу пат­ри­ар­хов. То­гда же по­ста­ви­ли Иоси­фа в мит­ро­по­ли­ты (в 1667 г.), при­чем пат­ри­ар­хи в знак сво­е­го ува­же­ния по­да­ри­ли ему до­ро­гое ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние (сак­кос), вы­ткан­ное из су­че­но­го шел­ка с зо­ло­том.

11 мая 1672 го­да во вре­мя бун­та Стень­ки Ра­зи­на свя­ти­тель Иосиф при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Аст­ра­ха­ни. Это пе­чаль­ное со­бы­тие бы­ло по­дроб­но опи­са­но оче­вид­ца­ми и сви­де­те­ля­ми, свя­щен­ни­ка­ми Аст­ра­хан­ско­го со­бо­ра Ки­рил­лом и Пет­ром.

Ко­гда ка­за­ки, взяв Аст­ра­хань, окру­жи­ли со­бор, они по­тре­бо­ва­ли, чтобы свя­ти­тель вы­шел к ним. Он же ве­лел зво­нить в боль­шой ко­ло­кол, чтобы со­бра­лось все ду­хо­вен­ство, сам об­ла­чил­ся и в со­про­вож­де­нии ду­хо­вен­ства вы­шел. Об­ви­нив его в сно­ше­ни­ях с мос­ков­ским пра­ви­тель­ством и ка­за­ка­ми, от­ло­жив­ши­ми­ся от Ра­зи­на, они по­тре­бо­ва­ли, чтобы он раз­об­ла­чил­ся. По­сле дол­гих пы­ток сбро­си­ли свя­ти­те­ля Иоси­фа со ска­та кры­ши со­бо­ра. Свя­щен­ни­ки под­ня­ли те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка и, об­ла­чив в свя­ти­тель­ские одеж­ды, по­ло­жи­ли в при­го­тов­лен­ный гроб. На сле­ду­ю­щий день, по­сле со­вер­ше­ния па­ни­хи­ды, де­ло свя­ти­те­ля бы­ло пе­ре­не­се­но в при­дел св. Афа­на­сия и Ки­рил­ла в Аст­ра­хан­ском со­бо­ре и в те­че­ние де­вя­ти дней оста­ва­лось непо­гре­бен­ным. За­тем мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в гроб­ни­цу и в ско­ром вре­ме­ни про­слав­ле­ны чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Ка­но­ни­за­ция свя­ти­те­ля со­вер­ше­на на По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ап­ре­ле 1918 го­да.

 


Назад к списку