Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Выпуск Nº 132_декабрь 2022

Флоро-Лаврский вестник

 

С праздником введения во храм Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы и присно девы Марии, дорогие братья и сестры!

 

Объясняет Богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

 

Как христианину быть смиренным и в то же время достигать успеха и быть уверенным в себе?

 

Мы не понимаем значения слов «смирение» и «самоуничижение». Давайте разберёмся. Под словом «смирение» святые отцы подразумевают то состояние человека, которое проистекает из следующего опыта.

 

Я решил, что хочу быть христианином. И что же делать дальше? Дальше надо жить по заповедям: никого не осуждать, никого не обвинять, не лукавить, не воровать... С этого момента я постараюсь этого не делать. И через минуту тут же кого-то осудил.

 

Тому человеку, который решился жить по-христиански, открывается потрясающая картина, которая ему никогда и в голову не приходила. Оказывается, он не может исполнить ни одной заповеди. Даже нищему подал копейку и уже ждёт от Господа миллион. Сделал доброе дело — и тут же вознёсся до небес.

 

Доброе делаю — тщеславие тут как тут. А недобрые дела делаю постоянно.

 

Оказывается, стоит только человеку, действительно, серьезно принять решение быть христианином и начать жить по-христиански, то перед ним открывается страшная картина — ничего не могу сделать по-христиански, то и дело грешу. И поступками, и мыслями, и чувствами, и языком, и желаниями, и отношением к людям, к законам, ко всему на свете.

 

Это видение себя открывает мне, наконец, ту истину, которая тщательно скрывается от нас, но открывается христианством. Оказывается, мы глубоко повреждены.

 

Почему я не могу быть великодушным? Почему я не могу стерпеть обиду? Кажется, хочу, но не могу. Это видение открывает мне картину, кто я есть на самом деле. Не в мечтаниях своих, а на самом деле.

 

Состояние понимания себя, понимания неспособности искоренить свои страсти называется смирением.

 

Я вижу, кто я есть на самом деле. И я вижу не только это. Я вижу, что все люди этим больны. Только у каждого своя какая-то страсть выступает больше.

 

Видение, кто я есть на самом деле, называется смирением. И оно порождает во мне великодушие по отношению ко всем остальным людям. У меня болят глаза, у него болят уши, у другого — нога...

 

Вот что такое смирение. Это осознание, это видение себя... Но это видение ни на йоту не парализует никакой моей внешней деятельности. Оно нисколько меня не унижает. Оно, если хотите, стимулирует меня к изменениям.

 

Самоуничижение — это слово, которое в основном употребляют в своих речах святые. Они употреоляют его, как правило, в связи с монашеской жизнью. Когда им рекомендуется вести себя внешне (и насколько это возможно и внутренне) скромно, сдержанно, не выпячивая себя вперёд, а, напротив, стараться быть всегда в тени.

 

Итак, осознание своего духовного состояния нисколько не парализует всей моей мирской деятельности. Оно просто её не касается, поскольку это совсем другая сторона жизни.

 

Но это осознание даёт мне верный ключ к правильному отношению к другим людям и делам.

 

Я не идеализирую и не мечтаю, а знаю, что реальность такова. И, исходя из этой реальности, я веду себя соответствующим образом, как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.

 

Вот о каком смирении пишут святые отцы. Совсем не о том, как часто понимаем мы. Мы думаем, что смиренный

— это пассивный, забитый человек, который не смеет ничего сказать и ничего сделать.

 

А я вам скажу так: только смиренный митрополит Филипп мог сказать правду в лицо не кому-нибудь, а царю Ивану Грозному. Искренние слова правды.

 

Только псковский юродивый Никола Салос мог сказать Ивану Грозному, когда тот пришёл совершать расправу в Псков:

 

«Вон отсюда прохожий человек, иначе издохнешь также как твоя лошадь. »

 

Ни одного человека не посмел тронуть Иван Грозный. Повернул свою армию назад.

 

Только смиренные могли так поступить. А храбрецы притаились, страшась лишиться головы.

 

Смирение — это великая нравственная сила. Поэтому в христианстве оно так проповедуется и так почитается.

 

Потому что на почве смирения рождается то самое великое, о чём проповедует христианство — любовь. Только тогда любовь и рождается.

 

Из видения себя, из осознания себя рождается великодушие к другим людям.

 

Что имеется в виду под евангельскими словами Христа «любите врагов ваших...»?

 

В Евангелии читаем такие слова: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих и ненавидящих, молитесь за обижающих вас...»

 

Любить врагов? Это как? Нужно учитывать, что язык Евангелия - приточный, образный. Здесь не стоит воспринимать слова буквально.

 

К примеру, человека обругали, а он вместо того, чтобы ответить, смолчал. Как вы думаете, в ком больше силы?

Совершенно ясно, что силы больше в том человеке, который смолчал, сдержался.

 

Разумное поведение к враждебному в отношении меня высказыванию — это поведение не на эмоциях. Осознание того, что в данный момент человек вышел из себя, и осознание того, что и у меня такое тоже бывает, даёт силы не ответить на ругань руганью, не ответить на вражду враждой.

 

Под любовью здесь подразумевается не обнимать и целовать своего врага, а — не поддаваться эмоциональному реагированию в ответ на негативные выпады другого.

 

Я могу мстить врагу, то есть искать поводы, чтобы сделать ему зло. А могу поступить справедливо, по правде.

 

Как сказал Христос, не делай другому того, чего не желаешь себе. Разве я хочу, чтобы мне кто-то мстил, причинял зло? Поэтому так же нужно относиться ко всем людям — и к друзьям, и к недругам. По справедливости, а не из чувства мести.

 

Что значит "любите врагов ваших"? О какой любви здесь говорится? С христианской точки зрения, Бог — не палач, а врач. Любит ли врач того человека, которому делает операцию, то есть режет по-живому? Со стороны это может показаться каким-то насилием или варварством. А на самом деле, это — акт любви из желания блага человеку.

 

Когда Христос говорит «любите врагов», речь идёт вовсе не о том, чтобы быть в них влюблёнными. Речь идёт о том, чтобы поступать с ними справедливо как минимум. Не опускаться до мести.

 

Дело в том, что в греческом языке понятие «любовь» очень многозначное. Во фразе "любите врагов ваших" употребляется греческое слово «агапао». Это разумная любовь, требующая справедливости и правды. И, если хотите, даже наказания. Но не по злобе, а по справедливости.

 

«Агапао» - означает состояние ума. Поставь себя на место другого и поступи с ним по справедливости. И совсем другое, когда мы говорим о любви, которая касается сердца.

 

Итак, когда Христос призывает нас любить врагов, Он призывает к любви разумной, но не к сердечной.

 

Если бы мы были знакомы с древнегреческим языком, на котором было написано Евангелие, то мы бы с изумлением нашли там несколько разных слов, которые в переводе на русский означают одно и то же - «любить» или «любовь».

 

На самом деле, Евангелие содержит совершенно различные значения русского слова "любить" /"любовь". Здесь, в

Евангелии, они очень чётко различаются.

 

Когда воскресший Иисус явился Петру и спросил его: «Пётр, любишь ли ты меня?» Здесь имелась в виду любовь в смысле «агапао». В общечеловеческом смысле. В том смысле, что не желаешь мне зла, не предашь меня.

 

Затем Христос второй раз спрашивает Петра: «Пётр, любишь ли ты меня?» Во втором случае Христос употребляет уже другое слово — «филео», то есть другое значение слова «любовь» — любовь сердечная, любовь

— дружба. Это значит не просто не делать зла, а быть готовым чем-то пожертвовать ради человека.

 

На второй вопрос, как вы помните, Пётр ответил утвердительно и доказал это своей смертью в Риме.

 

Повторюсь, что в русском языке употребляется всего одно слово — "любить". И поэтому возникает путаница.

Русский язык оказался слабоват для передачи разных ступеней любви, о котором говорится в Священном Писании.

 

Поэтому мы не должны быть влюблены в того или иного негодяя. Но мы и ему не должны желать зла. Хотя наказания он должен претерпеть. Но закону.

 

Итак, поступить с врагом справедливо — это низшая стадия любви к врагу. Я думаю, из нас едва ли кто-то способен на большее. Но, если кто-то и способен, тогда сделайте своему врагу какое-либо благо. И понаблюдайте, что произойдёт.

 

В истории были такие ситуации, когда враг потом становился лучшим другом. Потому что любовь покоряет.

 

 

________________________________________________________________________

 

Каждое Воскресенье в 11.00 приглашаем детей и взрослых в церковную школу. Если у вас возникнут какие-либо вопросы или пожелания, позвоните по тел. 8-969-294-40-45 или отправьте письмо по электронной почте по адресу zmax2080@yandex.ru. Издание храма святых мучеников Флора и Лавра, 400110, г. Волгоград, р. п. Южный 9. Сайт: flor-lavr.prihod.ru


Назад к списку