Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Выпуск Nº 127 _июль 2022

Флоро-Лаврский вестник

 

С праздником святых первоверховных апостолов

Петра и Павла, братья и сестры!

 

Что происходит с человеком по окончании жизни, и какие испытания его ждут, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

 

Пожалуй, у каждого человека с возрастом всё сильнее проступает мысль: зачем я живу, если я умру? То есть это вопрос о смысле жизни. С другой стороны, очень многих беспокоит вопрос: что такое смерть?

 

Древние греки, например, говорили: учись всю жизнь умирать. Спустя несколько столетий, отцы христианской церкви твердили: «Помни о смерти и вовек не согрешишь».

 

Что же такое смерть? Почему о ней так много думали, говорили, писали наши предки?

И почему об этом не может не думать каждый живущий человек?

 

Люди и раньше верили, что по смерти тела жизнь души продолжается. Но примерно с восемнадцатого века, когда усилилась идея пропаганды атеизма, вопрос о смерти стал отходить в сторону. Главный тезис атеизма кратко можно выразить следующим образом: верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть.

 

Вся же суть христианства заключается в словах «чаю воскресение мёртвых». То есть ожидаю воскресение мёртвых. Апостол Павел говорил, что если Христос не воскрес, то напрасно вера наша. То есть напрасно всё наше христианство и вообще вся наша жизнь, потому что в любой момент человек может исчезнуть из сферы этого бытия. Всё будет окончено.

 

Христианство с этим не соглашается. Христианство говорит о бессмертии личности.

Только в этом случае становится понятен смысл этой жизни. Тогда становится понятен и смысл смерти. Что она есть? Почему она есть? И что она дает человеку?

 

Все, наверное, видели в природе мохнатую гусеницу. Что происходит с ней дальше?

Она превращается в куколку. Через какое-то время эта куколка разрывается и оттуда появляется необыкновенной красоты бабочка — махаон.

 

Этот образ великолепно указывает на то, что христианство называет воскресением мёртвых. Вот, оказывается, в чём состоит смысл жизни человека на земле. Не мы ли сейчас ползаем по земле, как эта гусеница?

 

Христианство говорит о том, что после смерти человека ожидает не уничтожение, а преобразование. Сам факт смерти можно объяснить именно так. Мы все сейчас - как гусеница. По смерти тела нас кладут в гроб (куколку). А потом мы выпархиваем из этого гроба.

 

После земной жизни мы, действительно, расстаёмся со своим телом. Из земли вышли и в землю отойдем. И если бы человек был только телом... Но он — не только тело. По разрушению тела остаётся та сущность человека (душа), которая переходит в другой мир.

 

Что подразумевается под идеей о том, что праведники идут по небесной обители, а грешники — в адские узы?

 

По смерти тела перед человеком открывается необыкновенный свет. И душа открывается во всех своих деяниях и состояниях прошедшей земной жизни.

 

Христианство нас предупреждает... Представьте себе, как много в своей жизни человек делает такого, о чём он хотел бы умолчать. Он прячет это от самых близких и даже от самого себя.

 

А по смерти все тайники души открываются полностью. Не остаётся ни одного тёмного уголочка. Личность остается, самосознание остается, чувства души остаются...

 

Человек, который стремился жить по совести, не боится этого яркого света. А что будет с человеком, который натворил всякой всячины? Он будет испытывать сильнейшие страдания...

 

Церковные традиции говорят, что по смерти человека три дня его душа пребывает около тела, потому что ещё сохраняется земное притяжение души. Она делает попытки заговорить со своими близкими. Но её никто не видит и не слышит.

 

Далее в течение шести дней душе показывают райские обители. Что это значит?

Происходит экзамен на добро. Душа оказывается перед лицом явлений красоты Божьей: милосердия, великодушия, сострадания, любви, чистоты, целомудрия... Душа, таким образом, проходит испытания — созвучно ли ей это, радуется ли она этому или, напротив, отталкивается?

 

После девятого дня душа начинает проходить совсем другие испытания. Ей показывают все грехи и страсти человечества. Это называется «мытарства». То есть на этом этапе открывается всё то, что находится в душе человеческой, все страсти.

 

Святитель Феофан Затворник описывает это так. Когда душа увидит знакомую ей страсть, она бросается ей навстречу. Вернее, бросается получить удовлетворение, как она это обычно делала в земной жизни. Но получить желаемое не может. Потому что без тела невозможно удовлетворить страсть. На церковном языке это называется «человек пал на таком-то мытарстве».

 

В итоге вместо удовлетворения страсти она попадает в капкан беса (поскольку каждый бес заведует той или иной страстью). И тогда, по словам святого Антония Великого, демоны-мучители хватают эту душу со всеми печальными последствиями, которые только могут её ожидать от их власти над ней.

 

На этом дело не заканчивается. После этого душа вновь оказывается перед Богом, который произносит последнее слово: где ей быть. Душа, которая не раскаялась в земной жизни, не принесла покаяния, не постаралась оплакать свои преступления, оказывается в руках бесов.

 

Долго ли это будет продолжаться, сказать трудно. Но церковная традиция такова, что Церковь с самого начала своего существования молится за усопших.

 

То есть изменение состояния души и возвращение её в райские обители вполне возможно. Спасение возможно.

 

______________________________________________________

 

Каждое Воскресенье в 11.00 приглашаем детей и взрослых в церковную школу. Если у вас возникнут какие-либо вопросы или пожелания, позвоните по тел. 8-969-294-40-45 или отправьте письмо по электронной почте по адресу zmax2080@yandex.ru. Издание храма святых мучеников Флора и Лавра, 400110, г. Волгоград, р. п. Южный 9. Сайт: flor-lavr.prihod.ru


Назад к списку