Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Выпуск № 142 _ ноябрь 2023

Флоро-Лаврский вестник

 

С праздником Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, дорогие братья и сестры!

Старец Ефрем Филофейский. Отеческие советы. О скорбях, страданиях и труде_6-я часть

В скорбях присутствует дух Христов, а в покое – дух диавола. В трагическом испытании, которое пережил мой старец Иосиф, как чувствовал он Христа! В то время как у других час приближения смерти вызывает страх и ужас, он жил любовью ко Христу. Что это за чудо! Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.

Скорбь – это инструмент, орудие, которое держит Бог в Своей руке. И Он Сам действует им со Своей безграничной мудростью. К каждому человеку Он применяет его по-разному, в соответствии с нуждой, которая у того есть.

Скорбь во всем своем разнообразии освящает и делает непорочным того человека, который принимает ее с мудростью и знанием. Любая скорбь христианина – это Божественное посещение, которое, несмотря на то что не нравится нашему естеству, как и больному не нравятся лекарства, посылается для нашего спасения сладчайшей десницей нашего Небесного Отца.

Если бы у нас не было скорбей, то мы разделили бы участь денницы, который, находясь на высоте славы и покоя, забыл о величии Божием и о своих малости и бессилии: Поставлю престол мой на облаках и буду подобен Всевышнему. И когда он так помыслил, Бог низверг его. И светлейший из Ангелов стал демоном, сатаною, диаволом, самым мерзким из всех творений Божиих. Мерзок он не по природе, потому что Бог вся добрА зело сотворил, а по произволению лукав и бунтовщик!

Диавол сеет в семьях желание посетовать на судьбу, недовольство, зависть, упрямство и тому подобное. Часто в семье есть один человек, который возмущает мир, тишину и семейную радость.

Это злое семя обрелось и в священной семье Господа, созданной на земле ради грядущего спасения,– среди Его святых учеников. О Иуда Искариот, богоубийственное семя!

Диавол сеет свое семя среди пшеницы. Есть оно и в монашеских братствах. Не потому, что этот человек плох, а потому, что, имея немощи – ропотливость, зависть и тому подобное, становится орудием возмущения мира и спокойствия других братьев.

Все это свидетельствует о том, что мы изгнаны из своей истинной родины и находимся в исправительном доме, где нас обучает Господь. И те, кто преуспеет в обучении, снова приемлются в небесное наследие Отца, получая утерянное сыновство, становясь достойными наследниками Бога. Оставшиеся необученными, как я, и не признавшие учения, но делами показавшие, что они незаконнорожденные, изгоняются, как недостойные усыновления, которое и являлось целью обучения Господня, и наказываются. Благий Бог и Отец наш да сопричтет нас с преуспевшими и принявшими усыновление, во веки веков. Аминь.

Чадо мое, все терпи, потому что велика награда. Не смотри на тяжесть скорбей, но измеряй воздаяние. Малая скорбь готовит тебе на небесах полноту вечной славы. Посему тебе надлежало радоваться, а не скорбеть. За все благодари нашего благаго Бога и не показывай врагу нетерпеливости, ибо это его главное орудие против тебя, чтобы в конце сокрушить стену твоего терпения.

Ты спрашиваешь о своей внутренней печали и скорби, полезны ли они тебе или нет. Они очень полезны, потому что удерживают тебя от греха, особенно от мирских наслаждений, которые чужды Богу.

Но и здесь необходимо рассуждение: скорби, переходящие границы, наносят вред. И есть один признак того, что скорбь вышла из нормальных пределов: если ты, помышляя о своих прежних согрешениях, доходишь до отчаяния, если начинаешь представлять Бога неумолимым карателем, чего нет на самом деле, потому что Бог наказывает как отец, и христианин это понимает, когда не переступает границ разумного.

Посему рассуждение – прежде всего, ибо оно освобождает нас и от чрезмерностей, и от упущений.

Когда тебя охватывает отчаяние, перемени свои мысли и подумай: если Господь повелел людям оставлять ближним прегрешения их каждый день семь раз по семьдесят, то как, стало быть, Сам Он, безграничный в милости Бог, отпускает наши грехи? Кто покаялся и не был спасен? Кто сказал: «согрешил» и не был прощен? Кто упал, попросил помощи и не был воздвигнут? Кто плакал и не был утешен Богом? Если вы,– говорит Господь,– будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Наш Небесный Отец наказывает нас не для того, чтобы мы пришли в отчаяние, но чтобы покаялись и исправились.

Когда мы извращаем смысл наказания, тогда приходим в уныние и считаем Небесного Отца немилостивым карателем, что на самом деле не так. Душа, находящаяся в таком состоянии, не может утешиться. Но когда мы будем благоразумно хранить помысл о воспитании скорбями, то за этим последует великое Божественное утешение. Вот, чадо мое, каким образом могут приносить пользу печаль и скорбь и как могут вредить.

______________________________________________________________________________________

 

Издание храма святых мучеников Флора и Лавра, 400110, г. Волгоград, р. п.  Южный 9.   

Если у вас будет желание  больше узнавать о духовной жизни, то пишите или звоните по телефону: 89692944045.

Тогда мы подключим вас к группе нашего Просвет-сообщества. Наши группы есть в Вайбере и Телеграме.  Будем рады вас видеть!

Также вы можете задавать любые духовные вопросы по этому номеру.


Назад к списку