Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Выпуск № 122_февраль 2022

 

Флоро-Лаврский вестник

 

С праздником Сретения нашего любимого Господа Иисуса Христа, братья и сестры!

На вопросы отвечает  аспирант Московской православной духовной академии Злобин Максим:

Почему нельзя поклоняться Богу самому дома, а нужно идти на Исповедь в церковь? Обязательно ли носить крестик? И еще: зачем целовать руку священнику, они, что святее других?

Евгений, Волгоград

Добрый день, Евгений!

Ваши вопросы очень актуальные и на самом деле каждый из них связан один с другим! К сожалению, сейчас многие говорят, что верят в душе и поэтому считают, что ходить в церковь не нужно. На самом деле это огромная ошибка! Апостол Иаков пишет, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:17). Иными словами, мало декларировать веру на словах, нужно еще жить по вере. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Не всякий говорящий мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея, 7:21). 

Хотя, следует отметить, что нужно и то и другое, они дополняют друг -  форма и содержание, декларация и жизнь по вере, они гармонично должны сочетаться как тело и душа. Поэтому ношение нательного креста на груди – это необходимая декларация нашей веры, ее исповедание, ее форма, которая тоже должна быть, а участие в церковных Таинствах, в том числе в Таинстве Исповеди  – это важный элемент содержания нашей веры, без которого форма останется мертвой. Крест – это символ страданий Господа нашего Иисуса Христа и нашего личного приобщения к этим страданиям, и одновременно символ  победы Христа над смертью, к которой мы также имеем отношения как к главной награде за наши духовные труды, ибо и мы призваны наследовать по смерти вечную духовную жизнь. Крест - это главный символ христианина, обязательный к ношению. Все остальные символы (например, нательные образки, ладанки, пояса с 90-м псалмом и др.) являются необязательными.

Что же является главным содержанием жизни христианина? Господь в Евангелии говорит об этом четко и ясно: в основе духовной жизни – любовь к Богу и к людям. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Евангелие от Иоанна, 13.35).  Но научиться по-настоящему любить Бога и людей очень непросто! Ибо для этого нужно научиться исполнять Заповеди Божии, нужно очистить свою душу, а нам это часто очень не хочется!

Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна, 14:15). А без Божией помощи это невозможно, ибо любовь – это высший дар Бог! В самом деле, посмотрите объективно на себя и на мир вокруг? Много ли в нас и вокруг нас любви? Многие ли способны сейчас пойти на жертву? Ведь любовь невозможна без жертвы! Именно, поэтому для того, чтобы помочь нам стать настоящими христианами, чтобы научить нас любви, Господь учредил Свою Церковь (сейчас на русском языке она называется Православной Церковью), в которой установил Таинства. В этих Таинствах, главные из которых для уже крещеных людей – Исповедь и Причастие, Господь исцеляет душу человека, дает ему силы пойти на жертву и научиться любить Бога и людей. В основе Таинства Исповеди – покаяние, то есть желание человека изменить свой ум, исправить свою жизнь. Именно в помощь обычному человеку Господь дал нам, скажем так, профессиональных духовных учителей – священников, которые помогают человеку изменить свое сознание с помощью молитв и советов, и, совершают Таинства, в которых Своей благодатью (энергией) Господь действует как Врач на наши души.

О силе же и значении Таинства Причастия Господь прямо сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний» (Евангелие от Иоанна, 6:53-54). Добавлю: нужно понимать, что только в Церкви возможно участие в Таинствах, дома и без помощи священников это невозможно.

Но даже при всем этом не все, даже находясь в Церкви, достигают цели, не все становятся способны любить, ибо, это связано, с огромным трудом над собой, с борьбой со своими страстями – с теми недостатками, которые мешают нам любить Бога и людей. Итак, если с такой лечебницей как Церковь с Ее Таинствами, если с такими помощниками и учителями как священники, мы часто так и остаемся плохими христианами, то, что говорить о тех, кто пытается очистить свою душу сами, вне Церкви, вне Ее Таинств, без помощи священников, этих профессиональных духовных тренеров?!

 И последний Ваш вопрос, касающийся целования руки священника – не смущайтесь, это необязательное дело! Это просто дань нашего уважения тому, что огромная благодать Божия почивает на каждом священнике! Это больше знак почитания Бога, Который действует через священника! Ведь, например, даже в светском аристократическом обществе до сих пор многие целуют руку женщинам в знак уважения их материнского служения! Неужели мы не можем это сделать в знак уважения священника, являющегося служителем Божиим?!

Что такое Всенощное бдение и Литургия и чем они отличаются?

Людмила, Волгоград

И Литургия и Всенощное бдение – это Богослужения, которые наполнены символическими действиями.  Благодаря им мы входим в самый тесный контакт с живым Богом. Они еще называются общественной или церковной молитвой, ибо тогда собирается все христианское общество – Церковь.

Во время Богослужений мы переживаем события Ветхого Завета и Нового Завета, становимся их участниками. Вообще, любое участие в Богослужении – это приобщение к вечности, к той жизни Бога, где нет времени, к той жизни, к которой мы все призваны.

На Всенощном бдении перед нами разворачивается рассказ о том, что Господь сотворил мир, что первые прародители Адам и Ева согрешили и были изгнаны из рая, о всемирном потопе и Вавилонском смешении языков, об избрании Богом еврейского народа для сохранения истинной веры, о его жизни, и отпадении от своей миссии. Все это мы узнаем из первой части Всенощного бдения – из Вечерни, а из второй ее части  - из Утрени мы узнаем о жизни, распятии и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, а также о грядущих событиях последних времен.  

Литургия же является главным православным Богослужением, ибо за ним происходит важнейшее Таинство Церкви – Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, о котором лучше поговорить в отдельном вопросе. Замечу только, что по словам Самого Христа без Причастия невозможно спасение человека. Также во время Литургии происходит поминовение всех православных христиан, молитвы на Литургии имеют особое значение.

Ни Всенощное бдение, ни тем более Литургия не могут быть заменены домашними молитвами, ибо это особая форма передачи Божественной благодати (энергии) от Бога к человеку. Именно эта Божественная благодать исцеляет душу человека, изменяет нас в лучшую сторону, делает нас при нашем желании добрыми, радостными и счастливыми, научая любви к Богу и людям. Весь символизм Богослужений в небольшой статье описать невозможно. Для того, чтобы его глубже понять направляю Вас к книгам Святителя Симеона Солунского: «Книга о храме» и «Премудрость нашего спасения».

 _________________________________________________________________

Каждое Воскресенье в 11.00 приглашаем  детей и взрослых  в церковную школу. Если у вас возникнут какие-либо вопросы или пожелания, позвоните по тел. 8-969-294-40-45  или отправьте письмо по электронной почте по адресу zmax2080@yandex.ru.   Издание храма святых мучеников Флора и Лавра, 400110, г. Волгоград, р. п.  Южный 9.    Сайт: flor-lavr.prihod.ru


Назад к списку