Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Выпуск № 114_июнь 2021

 Флоро-Лаврский вестник

С праздником Вознесения Господа Иисуса Христа, с праздником Святой Троицы, дорогие братья и сестры!

Мысли архиепископа Серафима (Соболева), записанные духовными чадами. Часть 3

Владыка исповедовался у старца Кассиана, афонца. Когда ушел о. Кассиан, владыка сказал мне: «Скажу тебе, что у него чудные, добрые, святые глаза!» Вообще говорил владыка о нем, как об истинном праведнике, мудром, здравом и святом.

Читай каждый день Святое Евангелие. Ради этого святого дела – беседы со Христом – благодать озарит тебя.

Во время беседы с о. Кассианом, я спросил его: «Как вы находите нашего владыку?» Старец отвечал: «Что же я могу сказать о вашем владыке? Он святой жизни. Он весь – любовь. Я таких архиереев еще никогда не видал». Говорил мне о. Кассиан, чтобы я никогда не оставлял владыку.

Имей в виду – все, что делается по послушанию, ни к чему худому не приведет. Я очень люблю святого Макария Великого за его великое смирение. Царство Божие постигается с трудом, скорбями.

Я спросил владыку: «Владыко святый, все люди до пришествия Христа пошли в ад, как же Енох и Илия были взяты на небо?» – «Видишь ли, в Писании есть места непостижимые нашим умом. Вот, протоиерей Сергий Булгаков старается объяснить, где было тело Христа по вознесении, но это непостижимо. Енох и Илия вообще не умирали, но и в рай, конечно, не попали, а были взяты на небо живыми с земли, куда же были взяты, каким образом и где находятся – это мы не знаем. Все ветхозаветные праведники после смерти пошли в ад, но это не значит, что они испытывали адские муки, они только были лишены райского блаженства».

Спросил я владыку Серафима: «Ведь большая часть людей на земле не христиане, а язычники. Но и среди них есть люди добрые, благородные, любящие. Неужели они тоже все попадут после смерти в огонь геенский?» Владыка: «Нет! За свои страдания и добрые дела люди-язычники не попадут в самые ужасные адские муки, для них есть на Страшном суде «северная сторонушка». Они не узнают Царствия Божия, но и страшных адских мук не вкусят».

Когда я в первый раз попал в Кронштадт, мне показался этот город каким-то облагоуханным, особенным, так как жил там великий угодник Божий.

Читай молитву Иисусову, ударяя при слове «Господи» или «Иисусе», как гвоздем в сердце. Тогда постепенно защемит сердце благодатью и имя Иисусово изгонит нечистые помыслы из сердца.

Спросил меня владыка Серафим: «Скажи мне, какая добродетель выше всех?» Я ответил: «Совершаемая в тайне», – «Да, так, да не совсем. Скажи же мне, какая добродетель выше всех других?» Тут владыка начал так говорить: «Смирение есть фундамент для добродетелей. Без него не может быть совершена ни одна добродетель. Любовь покрывает все добродетели. Она есть плод их. Любовь мало назвать добродетелью. Любовь есть Бог. Она есть совокупность добродетелей. Какая же добродетель выше всех?» – Я не знал, что ответить, и владыка продолжал: «Преподобный Антоний Великий сказал, что дар рассуждения выше всех добродетелей. Имеющий рассуждение никогда не падает. Рассуждение приобретается смирением и послушанием, истинным отсечением своей воли».

Сказал мне владыка Серафим: «Божия Матерь – первая монахиня Нового Завета. Поэтому очень любит Она монахов и помогает им. Пред каждым делом читай “Богородицу” и призывай на помощь Божию Матерь и все будет хорошо. Это я сам на опыте заметил!»

Еще сказал владыка: «Человек, предназначенный для монашества, находится под особым Божиим покровительством. Господь охраняет его. Со мной был случай, когда я упал с пятисаженной высоты в детстве и остался невредим».

Спросил я владыку Серафима: «Владыко святый, любовь выше ли послушания?» Владыка отвечал: «В истинном послушании и есть любовь».

Хотя и механически творим молитву, но это лучше, чем совсем не молиться. Вот я тоже не имею истинной духовной молитвы и молюсь механически. Если на тысячу молитв, не говорю на сто, но на тысячу молитв, одну скажу от сердца, с воздыханием истинным – и то хорошо! И эта одна сердечная молитва скрасит все остальные механические молитвы». Я сказал: «Иногда бывает, владыко святый, что я стану на молитву и потом начинаю заниматься посторонними делами – убирать комнату, чистить зубы и т. п.» Владыка отвечал: «Вот это уже грех, даже кощунство. Если помыслы нас одолевают, так это по немощи нашей, за это Бог простит; а если мы сами отходим от молитвы – это уже большой грех!»

Иногда владыку приглашали в русскую гимназию и детский сад на экзамены. В этих случаях главным владыкиным делом было всеми силами стараться повышать отметки экзаменуемым детям. Владыка то восхищался ответами и хвалил, часто не по заслугам, экзаменуемых, то просто торговался с учителями и упрашивал комиссии, экзаменаторов поставить балл получше. Владыка мне сам рассказывал, что во время экзаменов он непрестанно и усердно молился за отвечающего ученика.

Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.

Скорбей у меня всегда довольно. Видно, что Господь хочет, чтобы я спасся и не попал в ад. Поэтому здесь меня наказывает.

Будь проста, как дитя, доверчива, как голубь и мудра, как змия. Не настаивай на своем, смиряйся и помни слова Божии: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего слов Моих».

Господь прощает только те грехи, в коих каются.

Если кто сознательно идет на грех, то все разрешенные грехи возвращаются на его голову.

Святой Златоуст и епископ Феофан Затворник велят воспитание давать деткам церковное. Сущность этого воспитания сводится к следующему:

1. Читай и рассказывай им жития святых.

2. Заставляй читать молитвы.

3. Почаще причащай.

4. Почаще на богослужение води их. Пусть целуют и дома, и в церкви святые иконы.

5. Гордость и злобу в них пресекай строгостью. А потом приласкай.

6. Пусть на твоем примере учатся смирению, вере, любви и вообще благочестию.

Попробуй не писать злобных писем, а выждать время – оно есть целитель гнева.

Я сам испытал, что от слез делается легче на сердце. Я всю жизнь живу в печалях и скорбях. Страдал в юности от болезни отца, от нищеты и скорбей мамочки, и с юности и до сего дня в скорбях от тяжкой болезни брата и его тяжелого характера – всегда кого-нибудь ругает. А я строго не могу с ним поступать, ибо это противно моему характеру.

Ты то молись, то читай жития святых и слово Божие, то читай русских классиков – Пушкина, Гоголя, Лескова, Крылова басни и проч. Отец Амвросий Оптинский любил слушать басни Крылова. Кушай хорошо и гуляй, ибо тебе предстоят монастырские иноческие подвиги. Если желаешь, чтобы Господь смилостивился над тобой, всегда кайся и будь милостива к скорбным, утешай их. Блажени милостивии, яко тии помиловании будут (Мф 5, 7).

_________________________________________________________________

Каждое воскресенье в 11.00 приглашаем  детей 5-14 лет в церковную школу для детей, а в 12.00 всех желающих в школу для взрослых. Если у вас возникнут какие-либо вопросы или пожелания, позвоните по тел. 8-969-294-40-45  или отправьте письмо по электронной почте по адресу zmax2080@yandex.ru.   Издание храма святых мучеников Флора и Лавра, 400110, г. Волгоград, р. п.  Южный 9.    Контактные телефоны: 25-18-03, 8-969-294-40-45, сайт храма: flor-lavr.prihod.ru


Назад к списку