Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Выпуск № 90_июнь 2019

Флоро-Лаврский вестник

 

С Вознесением Господним и Днем Святой Троицы, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы продолжим размышлять о духе нашего времени и приведем несколько цитат одного выдающегося грузинского подвижника архимандрита Лазаря (Абашидзе) , отошедшего ко Господу совсем недавно, в августе 2018 года. Цитаты взяты из его книги «Ангелу Лаодикийской Церкви».

 

 Архимандрит Лазарь Абашидзе

Оставаясь же вовне своего сердца, где и должна была бы совершаться вся основная деятельность христианина, он не может уже иметь ни малейшего представления о действительно христианской жизни. Но, к несчастью, эти сбившиеся с пути верующие люди целиком отдаются внешней деятельности, и чем менее им знаком путь покаяния, тем более они говорят, и учат, и зовут, и проповедуют. Но не зная вкуса покаяния, они не знают и аромата христианства. Не обретая гнезда, где положить птенцов своих (Нс. 83, 4), своим религиозным исканиям, не зная – куда направить порывы своего сердца и ума, они целиком отдаются круговращению в мире сем, растрясая на все стороны, безрассудно, "пшеницу евангельскую". Но не имея корней в земле сердечного покаяния, учение их, хотя по букве будто бы и христианское, по духу – крайне легковесно, поверхностно, неосновательно, лишено главной силы – Креста Христова, т.е. действительного оружия, проникающего до разделения души и духа, где только бы и мог иметь действительное приложение христианский подвиг, и "всё остальное приложилось бы к этому". Человек, не познавший внутренним опытом своего греховного повреждения, не изведавший в боли и скорбях лютой брани со своим собственным "телом греха", не постигший в полной мере бессилия внутреннего человека, немощности его, не понимает и значения подвижничества, молитвы, воздержания, хранения чувств. Всё у такого человека оказывается в перевернутом виде. Хотя он и называет себя грешником, но чрезвычайно спокоен за свою судьбу в вечности, весь путь спасения представляется ему далеко не сложным, грехи человеческие кажутся лежащими только на поверхности их жизни. В таком случае кажется достаточным посекать мотыгой только надземную часть сорных трав и сгребать их с поля, и можно уже любоваться его "чистотой". Вся деятельность здесь над поверхностью: вширь, врозь, вдоль и поперек, по горам и по долам. Манит таких деятелей не глубина, а простор. 
      Таким образом, мы видим, как мельчает водоем христианской веры, растягиваемый на все большие пространства. Уже не слышно почти – ни среди мирян, ни среди монахов, ни среди иереев и архиереев – бесед о борьбе со страстями, о внутреннем делании, даже и о внешнем благочестии, а всё только и слышно о стройках, рукоположениях, о постригах, о праздничных торжествах, об организации каких-то общественных мероприятий, о машинах, о деньгах, о поездках и путешествиях, о визитах и приёмах, о миссионерских планах, "евангелизации" народов и т.п. Хотя мирянам ещё может быть "простительно" незнание внутренней жизни по Богу (хотя каков христианин без этой стороны жизни?), но и монахи сегодня уже знать не знают, что это ещё за "внутренняя жизнь": "Столько дел вокруг, мир гибнет, столько надо строить, восстанавливать, а тут какая-то "внутренняя жизнь"? – да ведь это эгоизм какой-то, христианство ведь жертвенно, надо прежде всего о других позаботиться". И вот монахи сегодня так же бросаются в бурливую реку жизни, впопыхах, с развивающимися мантиями – обращать, спасать, "евангелизировать". И случилось так, что вера теперь не затрагивает уже ничьих сердец, входит она через слух, пересматривается умом, слегка только касается сердца и, отшатнувшись от него, от его "окамененного нечувствия" к духовному, выходит через язык и обращается со всей горячностью на наших ближних. Знание веры, воспринятое одним умом, без укоренения в сердце, без сердечного болезнования – не может долго задерживаться в человеке, не находя себе применения, спешит выплеснуться наружу. Так ходит, странствует сегодня слово евангельское, не находит себе надёжного пристанища ни в чьём сердце: многие как-будто приветливо смотрят на него, пускают даже на порог своего дома, иногда в сени, но вселить его у себя не хотят. В конце концов, от одного и того же учения Православия пользуются истинное христианство и христианство бутафорное: одни и те же слова, заповеди, образы у обоих, но толкование и значение им даётся самое противоположное, понятия самые несовместимые. Хотя пока ещё эти два направления и уживаются вместе, но придёт время, когда разделение произойдёт и большая часть немощных христиан окажется на стороне лжецеркви, признает Христом – антихриста и начнёт вместе с ним люто гнать малое стадо истинных христиан. Уже теперь, хотя по букве эти люди православные, по духу они уже часто напоминают еретиков. 
      То узнаётся протестантский дух, особенно в свободном обращении со Св. Писанием и Преданием святых отцов, в перенимании от протестантов манеры беспринципности в вопросах веры, свободы толкования и перетолкования учения Церкви и даже в сомнении, что истина только в Православии; то узнаётся дух католичества – в попытке заменить сознательное, свободное, всегда разумное отношение к вопросам веры и послушания, на слепое, раболепное подчинение иерархам со всевозможным возвеличиванием последних, со страхом как-либо поперечить им, если вопрос стоит даже об искажении догматов веры. Всё это явления далеко не случайные и вполне закономерные. Это не разрозненные процессы, а одна целенаправленная деятельность врага Божиего. 

К примеру, как много сегодня говорят о мире во всем мире, о единении народов и государств, о политических, экономических, культурных и религиозных содружествах и братстве народов. Действительно, что может быть вожделеннее мира для каждого более или менее здравомыслящего человека,– ведь как мы устали от злобы, от войн, от распрей. Вся история человечества,– это история сражений, битв из-за власти, из-за "куска хлеба", из-за золота, из-за расовых предрассудков, из-за религиозных убеждений и вообще из-за ничего, просто по какому-то закону жестокости и вражды. Неужели же и современный "прогресс" не может решить эту проблему? ведь отношения между людьми "совершенствуются", становятся всё "гуманнее"? – так сегодня рассуждают многие добропорядочные люди. Зная эту слабость человеческую, т.е. что народы устали от войн и жаждут мира, – многие и политики, и проповедники религии спекулируют понятиями мира и благоденствия. Сегодня даже многие христиане думают, что тот "мир во всем мире", "миру мир", "мир, труд, май", "дружба и мир народов", что так часто мы слышим у коммунистов и у экуменистов, и наш Христов "мир всем", наши молитвы "о мире всего мира" и "о соединении всех", – что это одно и то же чаяние и одной сути понятия. Многие начитают думать, что идеалы и поиски сегодняшнего "прогрессивного мира", его гуманистический дух и целеустремления, также "духовные" идеалы и чаяния, и цели, и надежды христиан – сынов Церкви, – это два совершенно согласных, всё более сближающихся течения человеческой высшей нравственной, душевной, разумной деятельности и они непременно соединятся, встретятся, – как родные братья. Но "мир" в мирском понятии и "мир" в понятии христианском – крайне противоположны по смыслу и по значению! Говорит Господь: мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам (Ин. 14, 27). Ещё: Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение (Лк. 12, 51). Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 34—37). Cиe сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). "Мир" мира подразумевает соединение и братание всех людей без разбору – о каком же разделении говорит Господь? Почему меч? Почему "домашние" враги человеку? Что же значит тогда "мир Христов"? Как же тогда "мир – всем"? Ответ на этот вопрос очень многозначителен! 
      Мир Христов – это то примирение человека с Богом, которое стало возможно через искупление Крестом Господним, через страдания и смерть Богочеловека на Кресте, чрез святое воскресение Христово и чрез несение верующими своего креста вслед за распятым и воскресшим Христом Спасителем. То есть – через веру и жизнь во Христе, через приобщение жизни во Христе в таинствах Церкви. Как говорит апостол: оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим (Рим. 5, 1-2). И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4, 7). Но следование за Христом, несение креста должно быть понимаемо прежде всего как отвержение своего ветхого человека, своей страстной, греховной воли. Учение Христово, все святые заповеди Спасителя для истинного ученика Его соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми. Чтоб принять на плечи свои крест, нужно "прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях... должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум, совершенным неразумием, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей" (Свт. Игнатий Брячанинов. Указанное собрание. Т. 1. С. 354). 
      Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24). Именно через крест и через самоотвержение христианин приобщается и ко Христу, в Нём находит совершенное примирение с Богом и со всею тварью. Вне искупления Христова нет мира, человек всё ещё под клятвой, во власти вечной смерти, весь мир с ним во вражде и он со всем миром. Не только всё внешнее противится ему и не в мире с ним, но и весь его внутренний состав в разладе с самим с собой, во внутренней борьбе, в смятении, в непостоянстве. Говорит Макарий Египетский: "Как пшеница в решете у просеивающего бьётся и взбрасываемая непрестанно в нём переворачивается: так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов" (Беседа 5). Отцы говорили: "Примирись с Богом и примирятся с тобою небо и земля". 
      Вот ошибка современных людей: они, не примирившись с Богом, что возможно только во Христе и в лоне Православия, пытаются примирить все разделения и разногласия погибающего, отпадшего от Бога мира. Действительно: "мир Христов" всем предлагается, но не все его вмещают, не все хотят потрудиться для стяжания его. Мир Христов требует от нас отдаления от "мира сего": не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4, 4). Отдаление от мира подразумевает удаление от греха, от всего греховного, от людей, зараженных грехом, не кающихся в грехе своем. Это неизбежно связано с разделениями, с разногласием, с борьбой,- с "мирными" отношениями. Попытка устроить мир на земле в обход этих разделений, этой борьбы, означает закрытие глаз на противостояние греха и добродетели, игнорирование заповедей Божиих, потворство безнравственности и всякой духовной нечистоте, всевозможным страстям. 
      Такое "миротворчество" грозно обличает Священное Писание: Я простру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Господь. Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь (Иер. 6,12-15). 
      Времена становятся всё лукавее, а сладкие, обольщающие речи всё "медоточивее", яд же под "устами их" всё смертельнее, волки всё чаще одеваются в овечьи шкуры. Ложь всё ширится, тучнеет, усугубляется и всё более прикрывается личиной правды. Горячность веры всё более снисходит к теплохладности, а по привычке нашей к ней, она кажется нам уже "горением любви". И не понимаем мы, что мы несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги (Апок. 3, 17). Но что же нам делать? Сам Господь отвечает: 
      Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам (Апок. 3,18-22). 

_______________________________________________________________________________________________

Каждое воскресенье в 11.00 приглашаем  детей 5-13 лет в церковную школу для детей, а в 12.00 всех желающих в школу для взрослых.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы или пожелания, позвоните по тел. 8-917-849-25-06 или отправьте письмо по электронной почте по адресу zmax2080@yandex.ru

Издание храма святых мучеников Флора и Лавра, 400110, г. Волгоград, р. п.  Южный 9.                                 

Контактные телефоны: 25-18-03, 8-969-294-40-45, сайт храма: flor-lavr.prihod.ru


Назад к списку