Храм святых мучеников Флора и Лавра города Волгограда - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ

Преподобный Никодим Святогорец родился в Греции в 1749 году от благонравных родителей Антония и

Рекомендуем прослушать аудиокнигу (MP3) - Невидимая Брань. Преподобный Никодим Святогорец

 Каливурси. При крещении назван Николаем. С раннего возраста преподобный стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование получает в Наксосе у приходского священника. Потом в пятнадцатилетнем возрасте отец отдает его на обучение в школу в Смирну. Кроме богословских дисциплин и древнегреческого, Николай изучает итальянский, французский и латинский язык. В 1770 году, во времена гонений на христиан со стороны турецких властей, Николай уезжает из города Смирны и возвращается на родину Наксос. В 1775 году он отправляется на святую гору Афон, где проходит послушания в обители Дионисиат. В том же году Николая постригают в иноки с именем Никодим и он всецело предается духовным подвигам. Каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвляет помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой. В 1778 году преподобный Никодим Святогорец принимает великий ангельский образ - схиму и поселяется в келье Феонас. Подвизаясь там, святой отец наставляет приходящих к нему мудрыми и боговдохновенными словами, проводит глубокое изучение рукописей многих афонских монастырей, становится активным издателем и популяризатором авторских и переведенных им на народный язык святоотеческих произведений, начинает активно сотрудничать со многими современными общественными и церковными деятелями.  В последние годы своей земной жизни он несколько раз меняет место своих подвигов. 1 июля 1809 года на шестидесятом году жизни преподобный Никодим отходит ко Господу. Погребен в келье Скуртеон в Карее. Причислен к лику святых Константинопольским Патриархом в 1955 году.

Труды преподобного Никодима Святогорца. Книга Невидимая брань.

Творческое наследие святого Никодима беспрецедентно по своему объёму и масштабам. Никодимом Святогорцем написано более двух сотен произведений, некоторые из которых - объёмные, иногда многотомные сочинения.

 

Писательские интересы святого Никодима чрезвычайно многогранны - в своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания. К сожалению, многие из его творений до сих пор не изданы.

 

 «Невидимая брань». Самая известная в России книга Никодима Святогорца - Невидимая брань. Это руководство духовной жизни неоднократно переводилось на русский язык и выдержало множество переизданий как до Октябрьской революции, так и в наше время. Автор «Невидимой брани» - монах-иезуит Лоренцо Скулопи. К Никодиму книга, вероятно, попала как анонимное произведение, в любом случае он отредактировал исходный текст, добавив в него ряд существенных изменений и дополнений. В связи с этим вполне можно говорить о «Невидимой брани» как об авторском произведении самого Никодима. Первое издание книги - Венеция, 1796 г. Эту книги преподобный Никодим адресует христианам и читателям,  желающем правильно проходить путь духовной жизни. Он предлагает определенную тактику мысленной брани против страстей и врагов рода человеческого: «Примите же настоящую книгу, научаясь в ней искусству невидимой брани, старайтесь не просто только воевать, но и законно воевать, воевать как должно, чтоб и увенчанными быть, потому что бывает, что иной хоть и подвизается, однако ж не венчается, если незаконно подвизался (2 Тим, 2,5)»

Краткий перечень других трудов Святого Никодима Святогорца

«Добротолюбие» - антология святоотеческих текстов, азбука мистического богословия. Подготовлено к изданию двумя святыми - святителем Макарием Коринфским (собрал рукописи и передал их для подготовки к изданию Никодиму Святогорцу) и Никодимом Святогорцем (ему принадлежит обширное предисловие, предваряющее книгу, а также некоторые исправления и дополнения, внесённые в текст первоисточника). Этот сборник святоотеческих текстов представляет собой квинтэссенцию всей православной традиции и «выдающуюся энциклопедию Восточного благочестия». Он был издан с целью предложить жизненные и нравственные принципы, альтернативные тем, которые были предложены европейскими Просветителями. «Добротолюбие» является очень важным трудом не только потому, что включает в себя много неизданных и неизвестных из других источников текстов, но и потому что показывает преемственность христианской мистики». Первое издание осуществлено в 1782 году в Венеции.

«Эвергетин» - сборник поучений и деяний старцев и святых отцов. Доступное изложение аскетических идеалов для широких масс. Это второе произведение, составленное Никодимом Святогорцем на основе рукописей, собранных святителем Макарием епископом Коринфским. Он отредактировал их, внёс правку, где это необходимо, и снабдил собственным предисловием. Книга, написанная в 1777г., была издана в Венеции в 1783 г.

«О постоянном Божественном причащении». В историографии имеют место споры относительно авторства этого произведения. На наш взгляд, как и в случае с «Эвергетином» и «Добротолюбием», это произведение - плод совместного труда святого Никодима и Макария Коринфского.

«Увещевательное наставление». Книга написана по просьбе Иерофея, епископа Эврипа, просившего у святого Никодима советов по исполнению своих обязанностей, но большая часть её была обращена не только к архиерею и его пастве, но и к широкому кругу читателей. «Увещевательное наставление» содержит рассуждения о нравственной и общественной природе человека, устройстве его тела и души. В нём подробно говорится о гармоничном сочетании разума и чувств. Первое издание осуществлено в 1801 году в Вене и Венеции.

«Собрание творений Симеона Нового Богослова». Никодим подготовил к изданию сочинения Симеона Нового Богослова и написал к ним предисловие. В 1790 г. в Венеции произведение было издано в двух частях.

«Эксомологитарий». Содержит советы духовным наставникам как принимать исповедь, и исповедывающимся, как исповедовать¬ся. «Эксомологитарий» очень помог малограмотным духовникам и их пастве. Книга была чрезвычайно популярна. В первый раз издана в Венеции, с тех пор переиздавалась 12 раз.

«Феотокарий». Ещё одна популярная книга Никодима Святогорца была впервые издана в Венеции в 1796 и впоследствии неоднократно переиздавалась. Содержит 62 канона Пресвятой Богородице.

«Духовные упражнения». Как и «Невидимая брань», «Духовные упражнения» были переданы Никодиму на исправление Макарием Коринфским. Относительно автора первоисточника в историографии существуют споры - Игнатий Лойола или Джованни Пьетро Пинамонти. Книга в значительной мере исправлена и дополнена святым Никодимом. Как и «Невидимая брань», сочинение обращено, прежде всего, к «людям душевным», только приступающим к христианскому подвигу». Первое издание -1800 г., Венеция.

«Полное собрание творений Григория Паламы». (Григорий Палама (1296-1359) - Святитель, один из отцов Церкви, византийский богослов и церковный деятель. Митрополит Фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования исихазма. Активный участник полемики с последователями теологического рационализма. После Константинопольского собора 1351 г. учение Паламы считается официальной доктриной Православной Церкви)». Сохранилась лишь часть трёхтомного собрания и предисловие Никодима Святогорца. Сами подготовленные к изданию творения Паламы пропали во время обыска австрийских властей в венской типографии братьев Маркиду Пулиу.

«Пидалион». Кодификация церковных правил и установлений, а также их трактовка и объяснение составляли насущную необходимость того времени. Именно эту цель и был призван решить «Пидалион» - фундаментальнейшая работа по церковному каноническому праву. Никодим работал над ним 10 лет, в период с 1790 по 1800 г. С тех пор последовало ещё более десяти изданий (в том числе и на английском языке).

«Четырнадцать посланий Апостола Павла». Главной причиной, побудившей Никодима предпринять издание, была недоступность простому народу исходного текста толкования посланий апостола Павла, составленного Феофилактом, архиепископом Болгарским. Никодим не только перевёл его на народный язык, но и дополнил своими обширными толкованиями и комментариями. Издано в Венеции в 1819 г.

«Новый Эклогион». Содержит жития пятидесяти святых 1-ХУПвв. Многие из них были переведены святым Никодимом на простой язык. Первое издание осуществлено в 1803 г.

«Новый Мартиролог». Произведение рассказывает о новомучениках, пострадавших за родину и веру. Среди прочих, книга содержит и жизнеописание Космы Этолийского. Авторы высоко оценивают подвиг новомучеников и подчёркивают его значение для укрепления веры и национального самосознания. Впервые книга была издана в 1799 г. в Венеции.

«Семь Соборных посланий». Этот труд Никодима Святогорца, представляющий собой толкование семи соборных посланий, был издан в 1806 г. в Венеции при поддержке Константинопольского Неофита VII и двоюродного брата Никодима Иерофея, митрополита Янины. Книга была составлена Святогорцем с учётом предыдущих толкований этого текста, но в значительной степени представляла собой его авторское произведение.

«Благонравие христианское». Издано при поддержке Патриарха Григория V, находившегося в этот период в изгнании на Афоне. «Благонравие» посвящено этической и общественной проблематике, обличает предрассудки, суеверия, колдовство и безнравственность. Никодим приводит примеры не только из святых отцов и Евангелия, но и из античной философии, истории и жизни народа. Книга была написана на простом разговорном языке, и, по мнению многих авторов, сильно напоминает «Поучения» Космы Этолийского. Впервые издана в 1803 г. в Венеции, впоследствии выдержала ряд переизданий.

«Извлечение из Псалмов Пророка и царя Давида». Святой Никодим начал работу над этим произведением по просьбе Патриарха Неофита. Его заслуга проявилась не только в сборе в афонских библиотеках рукописей и произведений, ранее недоступных широким народным массам, и составлении на их основе текста этого произведения. Значительная часть «Извлечения» представляет собой авторский текст Святогорца. Книга увидела свет в 1799 г. в Константинополе.

«Псалтирь Евфимия Зигабена». Комментарии и примечания Никодима занимают почти половину 1200-страничного труда. Первый том был издан в 1818 г. в Салониках, второй в 1821 году.

«Сад благодатей». Толкование на девять песен, поющихся в храмах на утрени, написанное Никодимом на простом языке. Впервые издано в 1819 г. в Венеции.

«Синаксарист 12 месяцев» - собрание кратких житий святых, расположенных в соответствии с церковным календарём. Работа над этим серьёзным литургическим трудом заняла два года. Первое издание было осуществлено в 1819 г. в Венеции.

«Исповедание веры». В отличие от его других работ, этот труд Святителя Никоддима Святогорцв носит не столь просветительский, сколь полемический характер. По сути, она является «духовным манифестом коливадов» (Коливады – движение за литургическое возрождение на Афоне во второй половине XVIII века). Работа является своего рода апологией - полемизируя со своими противниками, святой высказывается по всем спорным вопросам и аргументировано обосновывает не только свою личную позицию, но и всю православную традицию в целом.


Назад к списку